Часть вторая, продолжение статьи — http://rpkz.org/avtorskie-teksty/jana-zabrodskaja-k-100-letiju-permskogo-konnogo-zavoda-9-chast-1.html

От Начальника до Пролива

В 2005 году, когда полным ходом шли съемки «Сказания о небесном коне», Андрей Александрович Соколов, в ту пору – главный зоотехник «Девятки», дал мне посмотреть самую первую заводскую книгу. В матерчатой обложке, небольшого размера, исписанная от корки до корки рукой старшего Соколова и немного Лямина… Имена лошадей, их родословные, заметки на полях… А потом я увидела рукопись Бутовича с потрясающим названием – «Некоторые соображения, о том, как вести Пермский окружной конезавод»! Предположительно, они были написаны в начале 30-х годов, и, по моему мнению, представляли собой первый и единственный селекционный план, написанный рукой Якова Ивановича для юного конного завода, который считался тогда самым северным в молодой советской республике. Трагически погибший коннозаводчик, генеолог, великолепный знаток Орловской породы так напутствовал своих последователей: «…Я мог бы указать и еще несколько интересных имен, но полагаю, что и сказанного достаточно и что при желании из указанных мною кобыл можно выбрать интересные экземпляры для Пермского завода. Повторяю вновь, что при выборе, главное — это не увлекаться количеством, а увлекаться только качеством!»

Ветерок 1915 гр от Вия и Утраты стоял производителем в ПКЗ в руках В.П.Лямина

Взяв за основу первую рукописную племенную заводскую книгу, я постаралась проследить судьбы лошадей, описанных Бутовичем. И раз за разом убеждалась, что прилепские кобылы всё-таки попали в Пермь…

Вот некоторые из них: Усадьба — «Вороная кобыла 1922 года в Прилепском заводе от Эх-ма и Улыбки. Эту кобылу надо определенно рассматривать, как представительницу полканова дома…»

Урания 1942 от Начальника и Усадьбы Прилепского кз от Эх-ма и Улыбки

Селитра — «Рыжая кобыла, родилась 1923 года в Прилепском заводе от Лакея и Соколихи. …женская линия Булатной и нельзя не отметить, что Соколиха, в данное время, вероятно единственная кобыла в республике, происходящая из этой женской семьи… Блеск (так же рождён в заводе Бутовича, сын Безнадёжной Ласки и Ледка (прим. Автора)) очень подходил к Селитре, что чрезвычайно интересный подбор и очень хорошо, что он уже осуществлен, и имеется в Пермском заводе кобылка, дочь Блеска и Селитры.» А дочь эту назвали Баррикадой и она вошла в маточный состав «девятки»…

Ветерок (Вий-Утрата) 1915 г. 2.16

Помещица — «кр.-сер. кобыла, родилась 1922 году в Прилепском заводе, от Удачного и Порфиры… Чародей дал Серебряного, отца победителя Императорского приза Подарка – отца Палача 2,12. Кровь другого сына Серебряного Лоэнгрина, также превосходного производителя, течет у одной из кобыл Пермского завода, именно Помещицы… можно не сомневаться в том, что Помещица даст таких дочерей, которые останутся заводскими матками не только в Пермском заводе, но и попадут в другие заводы края. Уверен также и в том, что часть ее детей будет очень породна и блестка – тут отразятся Казаковские крови».

Жар-Птица — «Гнедая кобыла родилась 1907 года у А.И. Рымарева от Геркулеса и Гневной. Родословная, в которой нет инбридингов, где превалируют старые крови двух направлений: Борисовские и Павловские». Что интересно — от Жар-Птицы и Блеска родился жеребчик по имени Жемчуг, и о нём Бутович писал следующее: «В том же заводе (Пермском (прим.авт.)) от неё есть еще родившийся в 1929 году жеребчик от Блеска, и я рекомендую беречь его, как зеницу ока…»

Парус 1957 Успех — Путина Ветерок 1915 гр от Вия и Утраты стоял производителем в ПК

Но вернёмся к истории самого предприятия и исследованиям Сергея Бородулина.

Со второй половины 1930-х директором работал А.Ф. Богачев. В это время за счет передачи заводу земель госфондов и хуторов его территория выросла до 2500 гектар. Тогда на предприятие пришел агроном А.И. Скорубский, и, устроив восьмипольные севообороты, обеспечил кормопроизводство сеном, овсом, концентратами, и с этого времени хозяйство больше не голодало. А затем, уже в начале войны, тренерское отделение завода возглавил известный ленинградский наездник В.В. Соколов.

«В середине 1930-х годов вводится кровь Летучего через Воина, — пишет Виталий Петрович Лямин , — при усилении течений Корешка и Громадного через своего жеребца Начальника от Вандала и Нильгаи завода Н.Н. Шнейдера, дочери Крепыша. Вводится в практику новая линия Ветерка… Этот второй период длится до 50-х годов».

Нильгаи (Крепыш-Незым — Завода) 1912 г. 2.27,2Пролив 1940 г.р. (Ветерок — Плотина)

К середине тридцатых годов маточный состав был еще разнокалиберным, как из разных табунов. В 1936 году, когда расформировали Череповецкий завод с его бывшими ивановскими матками завода герцога Г.М. Лейхтенбергского, то они или их дочери пришли в Пермский завод, и вместе с ними — работники ныне славных в истории завода фамилий: Виноградовы, Воробьевы, Драницыны, Юрковы.

Поражает решимость Виталия Петровича поставить в 1939 году жеребцом-производителем Ветерка 1916 г.р., которому было уже 23 года! Где он его нашел?! Как разглядел в старом жеребце родоначальника молодой восходящей линии? И от Плотины, уже давшей к тому времени дербиста Перепела 2.11,6, дочери Стального Амулета и Пеночки, матери всесоюзного рекордиста и основателя собственной линии Пилота 2.02,2, он получает Пролива, родоначальника линии, ставшего одним из краеугольных камней завода.

Но вернёмся всё же к Начальнику. В первом заводском рекордисте представителе линии Корешка, Виталий Петрович ценил кроме спортивных успехов, наличие в его родословной крови жеребца Громадного, с которой, видимо, мечтал работать.

Внук Крепыша стал первым собственным заводским производителем. Как Вандал, так и Начальник 2.09,1, оказали огромное влияние на формирование Пермского конного завода и создание его собственного типа. За свою заводскую карьеру Начальник дал 10 жеребцов-производителей. К сожалению, никто из них не стал продолжателем линии. Но 4 его дочери дали четырёх рысаков класса 2.10, три из которых стали производителями: Нокаут, сын Низины и Успеха, стал производителем Московского конного завода №1, Парус, сын Путины и Успеха – Пермского кз, а Гектар от Путины и Гарпуна в Алтайском конном заводе…

Начальник под управлением наездника Семичева после выигрыша приза 1936 г. Москва

В 1939 году, из 185 конных заводов страны, четыре были торжественно награждены на ВДНХ СССР правительственными орденами, а пермскому предприятию был вручен орден Знак Почета.

В 1944 году Пролив выиграл три Дерби из четырех, а через шесть лет его сын московский Квадрат выиграл все четыре Дерби! В эти же военные годы, когда блеснул и порадовал Пролив, завод три года подряд побеждал во Всесоюзном социалистическом соревновании, причем, женский коллектив, ведь мужья и сыновья сражались на фронте. Тогда же переходящее знамя соревнования было передано заводу на вечное хранение, а Виталий Петрович получил два ордена Ленина и золотую медаль ВДНХ.

Пролив 1940 г.р. (Ветерок — Плотина)

После побед Пролива в орловском дерби его назначили было производителем в Московский завод, но каким-то неведомом способом пермский коннозаводчик Лямин вернул жеребца на родное предприятие, где Пролив оставил большое количество маток. По себе вороной Пролив не был блестким, но был дельным, средних промеров (161 см. в холке, 21 см. пясть), низконогим, растянутым, сухим, бойцовским жеребцом.

Он стал первой лошадью, отвечавшей чаяниям уральских коннозаводчиков и стойко передававшей свои качества потомству, в том числе и свойства характера. Эти лошади не носили муфт, наглазников и обуви, это были чистоходые, податливые, воспитанные рысаки.

 

Продолжение следует.

Автор: Яна Забродская, специально для ассоциации «Росплемконзавод».

При копировании материала ссылка на автора и ассоциацию «Росплемконзавод» обязательна.

Больше авторских материалов тут: http://rpkz.org/avtorskie-teksty