Вторая часть тут: http://rpkz.org/avtorskie-teksty/jana-zabrodskaja-k-100-letiju-permskogo-konnogo-zavoda-9-chast-2.html

От Успеха к Досугу

Наверняка каждый посетитель Пермского, Уфимского, Воронежского, Ижевского и многих российских ипподромов, помнит нашего удивительного Василия Фролова. Его голос, его блестящие характеристики рысаков, его зажигательные комментарии бегов, выводок и некоторых моих фильмов и репортажей. Никитич — так ласково его называют рысачники.

Он вырос на Ферме и там же стал конником в самом истинном смысле этого слова. Любая встреча с ним – это всегда интереснейшие разговоры, наполненные удивительным знанием рысистого дела и любовью к орловцам. Хотелось бы привести его воспоминания о гнедом Успехе, основателе одной из линий в орловской породе, жеребце крупном, густом, ярко выраженного каретного типа и попавшем волею Александра Васильевича Соколова, в те времена служившего начконом, в наш конный завод.

Успех (Тульский пряник-Удача) гн. 1957 г. 2.03,7.

«Это был 1958 год, нам было лет по 8-9, и как сейчас помню – зимой, в обыкновенных русских розвальнях бежал огромный гнедой жеребец по имени Успех… Им управлял заводской тренер – наездник Иван Александрович Драницин, настоящий мастер своего дела, волшебные руки которого вернули в строй не одного жеребца. Мы, мальчишки садились в эти розвальни и ехали по снегу, сугробам, в гору, по зимнику… соскакивали с саней и бежали рядом, чтобы согреться, залезали обратно… А, потом, когда уже летом, Успех побежал по песчаной дорожке Пермского ипподрома и приехал 2.07, мы радовались! Считали его своим, заводским и искренне болели за нашего жеребца…

Парад (Успех-Правда) 1957 г. 2.09,9 3.33.

Позже, в 17 лет, уже став студентом Хреновской школы наездников, первым делом я пошел поздороваться с Успехом, в отделение, где стояли жеребцы-производители. Так и вижу его сейчас – мощный, в прекрасных заводских кондициях, настоящий орловский производитель.»

Так как же попал в Пермский конный завод гнедой Успех?

Снова сошлюсь на исследования Сергея Бородулина:

«…В первом заводском рекордисте «корешковиче» Начальнике, внуке Крепыша, Виталий Петрович Лямин очень ценил наличие в его родословной крови жеребца Громадного, с которой, видимо, мечтал работать. Это сбылось, но отчасти своеобразно. Поступивший в 1950 году на должность главного зоотехника А.В. Соколов поставил условием работы невмешательство основателя завода и его директора в составляемые подборы!

Как они смогли добром договориться, мы не знаем. Возможно, что В.П. Лямин просто, что называется, дал шанс молодому, одаренному, прямодушному помощнику, рассчитывая, что если дела пойдут не так, то он прекратит всякую самодеятельность в любой момент. И вдруг А.В. Соколов настаивает взять Успеха 1951 г.р., сына Тульского-Пряника, внука Удачного и правнука Громадного, которого и увидел-то только на бегах, в призах для двухлеток. Вот также некогда и С.А. Сахновский углядел в бочке-водовозке знаменитого Красивого-Молодца.

Баклан 1946 от Вельбота и Будущности

«Хромая громадина», — отозвался о нем Виталий Петрович, так как жеребец хромал из-за трещины в сесамовидной кости в заднем путовом суставе, которая казалась неизлечимой. Но по себе и по происхождению жеребец В.П. Лямину, видимо, пришелся по душе. Успех — исключительно крупная лошадь, костистая, сыроватая в путовых суставах, но всё в ней, даже эта допустимая сырость, отвечало представлениям об орловском рысаке, как о резвой и мощной лошади, незаменимой в улучшении пользовательского коневодства.

Успеха лечили, тренировали — в основном на шаговых верховых работах, например, на пашне, — и при этом использовали как производителя. Таким образом, в течение двух лет он нес в заводе приличную работу.»

Лучший сын Тульского Пряника, родившийся в Опытном заводе, еще в заводском тренинге отличался своей силой и резвостью, и после травмы на ЦМИ вернулся в родной завод, который ценил его безмерно. Волею судеб и «цепкого» взгляда еще одной легендарной личности «девятки» Александра Васильевича Соколова, тогда начкона, а впоследствии и директора предприятия, попал в итоге к нам. Его обменяли на Баклана, сына Вельбота и Будущности, резвого жеребца фешенебельного происхождения.

В итоге, Успех в 9-ти летнем возрасте в Одессе (1959г.) в руках Ивана Драницина, показал резвость в 2.05.5, где побил рекорд Улова 2.05,7 по общей призовой езде для жеребцов старшего возраста, а в езде на время вообще приехал в 2.03,7.

Кремень (Успех-Кнопка) 1957 г. 2.12,7

После таких выдающихся результатов и, несмотря на протесты Пермского завода, его забрали во ВНИИК (Опытный конный завод), а затем и в Хреновое.

Сочетание Пролив — Успех стало золотым кроссом Пермского завода, как в 1930-е годы Воин — Бубенчик в Дубровском заводе. Много лет спустя В.П. Лямин, уже пенсионер, так благодарил преемника (А.В.Соколова), в частности, за резвача Досуга: «Большое счастье для орловского рысака и коннозаводства (и для тебя в частности), что Успех попал в наш завод… у нас ему был лучший фон: Эх-Ма, Огонь-Молодой, Корешок, отчасти Громадный и Летучий, Зенит и Безнадежная-Ласка… Одним словом ты сотворил Досуга, тебе и карты в руки, хоть ешь свое, хоть чужому дяде готовь пищу».

Досуг-1600 м-2.04.7 Одесса 13.09.1974 н. Смирнов В.Н.

Зимой 1972 года, на ЦМИ, внук Успеха по матери и внук Пролива по отцу, гнедой Досуг 1968 г.р. (Гипноз — Дунайка), которого готовил наш волшебник, мастер-тренер И.А.Драницин, выиграл Большой Всесоюзный приз в руках мастера – наездника П.Е.Андреева. Летом того же года, Досуг выигрывает орловское дерби – Большой четырехлетний приз Барса в резвость 2.07,2, поставив, на тот момент, рекорд, который был побит в 1981 году сыном Пиона – Блокпостом. Тем же летом, на дистанции 2400 м, Досуг опередил всех своих соперников, выступая в почетном призе города Москвы.

Досуг (Гипноз-Дунайка) т.гн. 1968 2.04,7 Москва 1972 г

Что интересно, в этом же 1972 году четыре лошади завода вошли в заветный класс 2.10 и резвее.

С конца 1960-х годов ученые селекционеры впервые стали говорить об особом пермском типе орловского рысака. Тем временем к заводу был присоединен колхоз-миллионер имени ХVI партсъезда, и Пермский конный завод стал крупным социалистическим хозяйством.

Теперь это кажется удивительным, но наш завод был единственным среди 18 орловских заводов СССР, долго остававшимся в стороне от использования крови прилепского Ловчего! Притом, что рукописи воспоминаний Я.И. Бутовича сохранил именно В.П. Лямин! Это было не упущением или ошибкой, но словно судьба терпеливо ждала, когда пермский табун маток-производительниц, насыщенный кровью Пролива и Успеха, станет самостоятельным участником орловской селекции.

Драницын И.А.

Автор: Яна Забродская, специально для ассоциации «Росплемконзавод».

При копировании материала ссылка на автора и ассоциацию «Росплемконзавод» обязательна.

Больше авторских материалов тут: http://rpkz.org/avtorskie-teksty