О художнике И.Дешевом, несколько литографий которого хранятся в музее коневодства, удалось узнать следующее.

«Дешевой, Иван Арсеньевич, гравер резцом, родился в 1827 году, в Твери, † 28 февраля 1873 года в Новгороде.

Первоначальное образование Дешевой получил в Тверском уездном училище, которое окончил в 1825 году. Впоследствии он поступил посторонним учеником в С.-Петербургскую Академию Художеств, и, так как «оказал особенные способности по гравировальному на меди художеству, доказанные сделанными им пером рисунками», то в 1833 г. был принят в число учеников академии 2-й степени, а в 1836 г. зачислен в класс Галактионова.

В 1838 г. Дешевой получил малую серебряную медаль и денежную награду в 150 руб. за гравюру: «Этюд деревьев с оленями».

В сентябре следующего 1839 года он окончил академию художеств с званием художника 14-го класса, причем получил большую серебряную медаль и награду в 500 руб. из сумм на одобрение художников за рисунок с натуры, изображающий «уборку сена, с деревом на первом плане». Этот рисунок, являющийся лучшею работою Дешевого, был оставлен в Академии».

(А.А. Половцев. Русский биографический словарь. Т. 6)

Однако из вышесказанного видно, что указанная дата рождения не согласуется с дальнейшими жизненными вехами художника, ее следует считать ошибочной и отнести, по меньшей мере, на 10-15 лет ранее.

Возможно, в художественных кругах рисунок уборки сена и дерево считается лучшим, но с нашей позиции выглядят совершенно изумительно две литографии этого автора – Лебедь и Анубис.

От разглядывания этих двух пожелтевших от времени картинок с элитными представителями конного царства: орловского рысака Лебедя и англо-арабского Анубиса – появляется истинное удовольствие. Хочется любоваться точными линиями их изящных тел, находить характерные черты, свойственные их породам, улавливать индивидуальные особенности. Сравнивать с изображениями, сделанными другими конными художниками, видеть их разными глазами. И делать свое суждение.

Начнем с знаменитого Лебедя, родившегося в 1829 году от Атласного и Победы в заводе В.П. Воейкова. Того самого постоянного соперника на бегах своего родного дяди, шишкинского Бычка, сына Молодого Атласного. В музейной экспозиции можно видеть Лебедя на картине Н.Е. Сверчкова, на двух картинах неизвестного художника, предположительно Федора Шашкина, и на гобелене, вытканном крепостными В.П. Воейкова в селе Лавровка. Эти работы помещены в ранее опубликованной статье о Лебеде и нет необходимости о них здесь подробно рассказывать. Там же помещена, хранящаяся в фонде, фотография с картины неизвестного художника (Рис.2), с которой, вероятно, был выткан гобелен. Именно на той картине Лебедь более всего схож с Лебедем на рисунке Дешевого (Рис.1), в связи с чем возникает вопрос – кто у кого перенял? Кто этот неизвестный художник? Федор Шашкин? А может Иван Дешевой? К сожалению, однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Но хочется отдать предпочтение рисунку Дешевого – его Лебедь анатомически более точен и изящен.

Что касается Анубиса – то это, совершенно самостоятельное произведение! Аналогов не найдено, зато есть литография Н.Е. Сверчкова с тем же Анубисом, но прежде чем сравнивать эти изображения, познакомимся с самим жеребцом.

Серый Анубис родился в 1827 году в заводе графа В.Ф. Ростопчина от англо-арабского Тиктака и высококровной Иры. Он отличился высокой резвостью, скакал и выигрывал в Лебедяни в 1833, 1834, 1835 годах. Говорили, что он «обскакал в свое время множество чистокровных потомков Дарлея, Годольфина и Баэрлея». Сын Анубиса Ахмет служил производителем в Государственном Стрелецком конном заводе, внук Анубиса, сын Ахмета –  Антерин – был удостоен первой премии в чистокровном отделе на 1 Всероссийской конской выставке 1866 года.

Хотя литография Дешевого не датирована, можно сказать, что нарисован Анубис (Рис. 3) не позже 1835 года, в пору его скаковой славы и полного расцвета сил. Рассматривая литографию, трудно согласиться с определением этой лошади как имеющей арабское происхождение, скорее видится в ней что-то текинское. Формы Анубиса: длинная высокая шея, маленькая строгая голова, удлиненный цилиндрический корпус, тонкие конечности, не пышная, а плоская мускулатура и, особенно, длинная мышца бедра – это характерные признаки ахалтекинской породы. Допущение это вполне правомерно, так как мало кому известных текинских лошадей прежде часто выдавали за арабских. Не исключено, что считающиеся арабскими Каймак и Окади или неизвестного происхождения Ио в рядах предков Анубиса не были свободными от текинской крови, а английская кровь только подкрепила текинские черты.

Литография Сверчков (Рис.4) датирована 1847 годом, и нетрудно вычислить возраст жеребца – 20 лет, что заметно отразилось на его внешнем виде. Анубис вышел из скаковых форм, округлился, полностью высветлел, ноги утратили безупречность, спина провисла. Несмотря на кажущиеся различия, бесспорно, это один и тот же Анубис, дополнительным доказательством чему является редко встречающееся тельное пятно вокруг глаза, заметное на обеих литографиях.

Мы имеем редкую возможность видеть скаковую знаменитость отечественной селекции первой половины XIX века. Два разных художника зорким глазом заметили и передали в своих произведениях стати одного и того же жеребца в динамике их развития, что может служить ярким пособием к познанию биологии лошади.

А еще мы имеем возможность познакомиться с русским художником Иваном Арсеньевичем Дешевым, оставившим интересный след в иконографии отечественного коннозаводства.

Рис.1 Дешевой И.Д. «Лебедь в сбруе», литография, 11,5х18,2 см
Рис.2 «Известный наездник Федор Васильев В.П. Воейкова на его Лебеде», из коллекции А.Н. Воейкова. Фото Н.Алексеева с картины неизвестного художника
Рис.3 Дешевой И.Д. «Анубис», литография, 12,7х19,2 см
Рис.4 Сверчков Н.Е. «Анубис», 1847 г., литография,42х62 см

Автор: Юлия Кузнецова, специально для ассоциации «Росплемконзавод».

При копировании материала ссылка на автора, Научно-художественный музей коневодства РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева и ассоциацию «Росплемконзавод» обязательна.

Больше авторских материалов тут: https://rpkz.org/avtorskie-teksty