Рис. 1. Картина музея коневодства «А.Г. Орлов-Чесменский в санях на сером жеребце»

Было просто и понятно. Висела всегда в Музее коневодства картина неизвестного художника, и всем было ясно – это граф Орлов-Чесменский выезжает на Барсе, родоначальнике породы (Рис.1). Но так ли это? С каких пор угнездилось это утверждение? Ведь изначальная инвентарная запись о картине вполне нейтральная: «Серый жеребец в упряжи в санях», холст, масло, 48х62см. В 1955 году последовало уточнение: «А.Г. Орлов-Чесменский в санях на сером жеребце», то есть добавилось определение наездника. И это неопровержимая истина, лицо человека идентифицируется с известными портретами графа.

Рис. 2 и 3. Репродукции из книги В.О. Витта «Из истории русского коннозаводства»

Далее происходит следующее. В книге авторитетного ипполога профессора В.О. Витта «Из истории русского коннозаводства», 1952 г. видим две репродукции. На странице 205 – та самая наша картина, подписанная: «А.Г. Орлов на Московском зимнем бегу с картины Музея коневодства ТСХА, предположительно работы крепостного художника Гавриила Васильева» (Рис.2). Что тоже верно, так как дело происходит зимой и явно на бегах в присутствии большого количества зрителей и наличии так называемого «китового уса», обозначающего место старта. Из этой надписи появляется еще и дополнительная информация относительно предполагаемого художника – Гавриил Васильев. На странице 206 показана репродукция со старинной литографии, подписанная: «Барс 1, родоначальник рысистой породы» (Рис.3). И эта литография чрезвычайно похожа на представленную выше картину, из чего напрашивается вывод, а не сделана ли эта литография именно с нее? А далее пошло объединение этих сведений и родилось вышеупомянутое утверждение – на музейной картине изображены граф Орлов-Чесменский и Барс-1. Оно поддерживалось экскурсоводами музея, и многие поколения студентов Тимирязевки отложили этот факт в своем сознании.

Как гром среди ясного неба для знатоков и любителей орловского рысака прогремела статья хранителя фонда живописи XVIII века отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Натальи Бахаревой «Полцарства за коня» в серии «Прогулки по Эрмитажу», март 2022 г., где утверждается, что лошадь на данной картине никакой не Барс-1, а Сметанка! Да-да, тот самый легендарный арабский жеребец, родоначальник двух орловских пород, купленный графом за 60 тысяч рублей серебром, сухопутным путем приведенный в Россию в 1776 году и павший в 1777 году.

Рис. 4. Надпись в левом нижнем углу картины

Отчего возникло это утверждение? В фондах Эрмитажа хранится картина один в один повторяющая нашу картину, но имеющая на лицевой стороне надписи: инициалы «П. В. К.» и дату «1778 г.» (Рис.4), что дает основание считать ее оригиналом, а картину музея коневодства – копией. А исходя из даты написания картины, изображенный на ней жеребец никак не может быть Барсом-1, родившимся в 1784 году.

Наталья Бахарева предполагает, что, написанная в 1778 году, сразу после смерти Сметанки, картина носила «мемориальный характер» и была заказана графом кому-то из крепостных художников в память о любимом жеребце. Предположение это логично, мы не можем назвать какую либо другую, столь высоко ценимую лошадь в рысистом отделении того времени.

Рис. 5. Наталья Бахарева показывает картину в фонде Государственного Эрмитажа

Бахарева проводит сравнение внешнего вида лошади с портретом Сметанки, постоянно экспонируемым в музее коневодства и неоднократно публикуемом в специальной литературе. Она отмечает общие черты: удлиненный корпус, маленькую голову с короткими ушами, похожий выход шеи. И мы соглашаемся с этой общностью, но отметим и разницу: у Сметанки мягкая спина, гриву не видно, она лежит на левую сторону, более жидкий хвост и более круглый живот, тогда как у нашего героя прямые линии верха и живота, грива лежит направо и хвост богаче. Видим разницу и в масти: Сметанка весь ровно белый, а наш подозреваемый – стального цвета, хотя это различие может быть вызвано рефлексами холодного серого зимнего неба.

Рис. 6. Картина музея коневодства «Сметанка»

Против того, что на картине изображен Барс-1 могут быть выставлены аргументы из книги В.И. Коптева «Материалы к истории русского коннозаводства». Он пишет: «Профессор П.Ил. Страхов, а также И.Н. Крымов сказывали миф, что Барс был серо-пегий, необыкновенно густ, фризист и имел несколько спущенный зад, бежал необыкновенно красивым, нарядным ходом, росту был около 2 арш. 5 вершков. Я видел в 40-х годах у известного в Москве охотника-наездника Алексея Сафоновича Новикова, гравированный на меди эстамп, изображающий графа А.Г. Орлова-Чесменского, едущего в беговых санках на Барсе. Эстамп этот имел подпись на французском языке, из коей видно было, что подлинник был рисован А.А. Чесменским и посвящен гр. А.Г. Барс был изображен необыкновенно густым и с несколько спущенным задом, весьма длинным от крестца». Мы не располагаем выше описанным изображением Барса, но под него ближе подходит серый жеребец с картины неизвестного художника, экспонируемой в музее коневодства (Рис.6). К тому же, на ней так и написано в правом нижнем углу «Барс».

Возникает вопрос, а запрягали ли Сметанку и выезжал ли на нем сам граф на зимние бега? То, что рысью Сметанки любовались и поражались современники – известно, об этом упоминает и В.О. Витт: «Смутно сохранилось в памяти москвичей, что Сметанка на рыси выделялся легкой, свободной побежкой, что ход его был спорый, просторный и пологий» (Из истории русского коннозаводства, стр.189). Подтверждение находим и в литературном произведении Ф.Ф. Кудрявцева «Сметанка». Зная автора как знатока лошади и видя, как исторически верно описывает он коннозаводский быт, упоминает известные имена людей и клички лошадей, мы склонны ему верить. Вот строчки из его рассказа: «Запрягали Сметанку в легкие дрожки. Кабанов брал вожжи. Степан седлал серого араба Шаха. Выезжали на призовую дорожку, что шла вдоль берега Москвы-реки. Скакал поддужный сначала коротким немецким галопом, затем прибавлял ходу, переходил в намет, но не мог сбить Сметанку с рыси. Все шире становился его шаг и, наконец, начинал он лететь рысью: от толчка до толчка крепких маленьких копыт пролетать по воздуху, не касаясь земли!». Следовательно, факт запряжки Сметанки в санки признается, и картина исторически верна.

Рис. 7. Картина музея коневодства «А.Г. Орлов-Чесменский в санях на Барсе»

Остается еще вопрос об авторе оригинала, оставившего свои инициалы «П. В. К.». У нас имеются сведения минимум о четырех крепостных художниках графа Орлова-Чесменского: Ф. Шашкин, Д. Невзоров, С. Колосов, Г. Васильев. Ни один из них не подходит под эти инициалы. В.О. Витт предполагает, что картину музея коневодства писал Гавриил Васильев, также ему приписывается и портрет Сметанки. Однако, как мы отметили ранее, в экстерьере этих лошадей заметны различия, и согласиться, что они написаны одной и той же рукой затруднительно. Так что на этот вопрос ответа пока нет.

В заключение хочется поблагодарить Наталью Бахареву за предоставленную возможность заново осмыслить картину музея коневодства и признать убедительной версию о том, что изображенная на ней лошадь является Сметанкой. И этот факт можно считать сенсацией в кругу специалистов-коневодов.

 

Автор: Юлия Кузнецова, специально для ассоциации «Росплемконзавод».

При копировании материала ссылка на автора, Научно-художественный музей коневодства РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева и ассоциацию «Росплемконзавод» обязательна.

Больше авторских материалов тут: https://rpkz.org/avtorskie-teksty