Шашкин Ф.П. «Конный портрет Орлова-Чесменского». х., м., 49х40см.
Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский (1737-1808) прославился не только своими военными и политическими подвигами, но и, что не менее существенно для российской истории, созданием двух уникальных пород лошадей – орловской рысистой и орловской верховой. И если об орловском рысаке, самой национальной русской лошади, знает каждый мало-мальски образованный человек, то орловская верховая крепко забыта. Прежде всего, потому, что ее неоднократно уничтожали и воссоздавали уже под названием «русская верховая». Сейчас эта порода малочисленна, хотя в былые времена являлась образцом кавалерийской лошади, любимицей русских императоров, военных аристократов и прекрасных амазонок.
Началась порода с рождения в заводе Орлова в 1792 году гнедого жеребца, названного «Свирепый-2», поскольку уже был один «Свирепый», его родной старший брат, на которого младший походил как две капли воды, кроме одного, он не был свирепым по характеру, каковым был старший, что послужило основанием такой клички.
Свирепый-2 во всех отношениях удовлетворил талантливого селекционера и опытного кавалериста графа А.Г. Орлова: крупным ростом, нарядным экстерьером, могучей силой, мягкими движениями, добрым нравом и понятливостью. Он стал любимым его конем для постоянной езды, «фаворитным» или «графским» как тогда говорили.
Мы видим на картине крепостного художника Ф.П. Шашкина гармоничную, как единое целое пару – всадник и конь. Эта гармония видится в глубокой и непринужденной посадке, расслабленном, улыбающемся лице графа; в сосредоточенном выражении глаза лошади, ее чутко поставленных ушах, энергичном отдел хвоста и четком ритме движения на пассаже. И вот уже видим, как в следующий момент легко и плавно, поставь стакан воды на круп – не расплескается, несет жеребец своего величественного седока.
В происхождении Свирепого-2 соединились лучшие представители лучших верховых пород: ахалтекинской, арабской, английской, испанской – от каждой он взял качества, составившие вместе идеал верховой лошади. Как пишет В.И. Коптев: «К сожалению, сохранившийся современный портрет графа на Свирепом, не дает никакого понятия о формах и красоте этого коня; но из рассказов старожилов-современников мы знаем, что Свирепый был 2 арш. 3,5 вершка росту (156 см), имел совершенно арабскую голову, длинную с изящно красивым сгибом, высокою дугою собиравшеюся мундштуком шеею, широкий стан с выпуклою мускулатурой и хвостом, высоко державшимся и рассыпавшемся на ветру в виде фонтана». А еще Коптев приводит выдержку из воспоминаний С.П. Жихарева описывающего выезд графа на своем жеребце во время народных гуляний 1 мая 1805 года: «Впереди на статном фаворитном коне своем Свирепом ехал граф в парадном мундире и обвешанный орденами, азиатская сбруя, седло, мундштук и чапрак, были буквально залиты золотом и украшены драгоценными каменьями».
Наш портрет не датирован, но можно предположить, что написан он именно в тот период, когда граф блистал перед публикой на полном сил и зрелого благородства Свирепом-2, то есть не ранее 1800 и не позже 1806 года.
Автор: Юлия Кузнецова, специально для ассоциации «Росплемконзавод».
При копировании материала ссылка на автора, Научно-художественный музей коневодства РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева и ассоциацию «Росплемконзавод» обязательна.
Больше авторских материалов тут: https://rpkz.org/avtorskie-teksty