Ровно 210 лет назад произошло знаменательное для России и всей Европы событие – въезд русских войск в столицу покоренной Франции после победы над могущественными силами Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года.
Еще 21 февраля союзники России пытались заключить мир с Наполеоном, и только Александр I категорически не соглашался, еще утром 18 марта под стенами Парижа кипела кровопролитная битва, но уже в 2 часа ночи маршалы Мармон и Мортье подписали капитуляцию.
И уже в полдень 19 марта (31 по новому стилю) 1814 года в Париж следом за русской и прусской легкой гвардейской кавалерией на белом коне въехал русский император Александр I. Рядом с ним ехали король Пруссии Фридрих Вильгельм III и австрийский фельдмаршал князь Шварценберг. Свиту составляли 1000 генералов и офицеров всех европейских наций, освобожденных Россией от ига Наполеона. Так писал князь Багратион в журнале «Вестник Русской конницы» в 1914 году. Там же было сказано, что под Александром был светло-серый жеребец Эклипс, подаренный Наполеоном в честь заключения Тильзитского мирного договора. Однако существует и другая версия – под Александром был конь мекленбургской породы по имени Марс. Обе эти версии блуждают на просторах интернета.
Ответ на вопрос, кем же был белый конь русского царя, лежит на поверхности бронзовой скульптуры. Это скульптора жеребца Марса, экспонируемая в музее коневодства. Она выполнена в 1844 году И.И. Юшковым*, и на ее плинте высечены следующие надписи: «1814, марта 19», «Марсъ Импер. Александра I-го», «Юшковъ, р. J.Jouschkoff». Указанная на плинте дата – это не время изготовления скульптуры, как можно сразу подумать, а тот самый памятный день, к 30-летию которого и была выполнена скульптура. А уж за сказанное автор отвечал головой.
Именно поэтому, при всем уважении к князю Багратиону и соблазнительности истории о подаренном Эклипсе, следует признать, что Александр I въехал в Париж на Марсе.
Другой вопрос: каким был этот Марс? Самая известная картина, изображающая Александра 1 на коне (предполагается, что это Марс), написана немецким художником Францем Крюгером в 1837 году и находится в Государственном Эрмитаже. Известно, что Крюгер писал Александра l верхом на белом жеребце как триумфатора для Военной галереи Эрмитажа уже после смерти императора, и, скорее всего, не видя самого Марса, которому на ту пору должно было быть не менее 30 лет. К тому же, он переписывал портрет с картины Дж. Доу, не понравившейся экспертам, и основную работу выполнял в своей мастерской в Берлине. Скорее всего, под императором вымышленная идеальная лошадь. Но вот, что написано в Википедии по поводу этой картины: «Российский император Александр I изображён на фоне Парижа в генеральском мундире… верхом на рысаке светло-серой в яблоках масти». Приехали, что называется. По логике и по замыслу портрет Александра в Военной галерее должен был соседствовать с портретами императоров союзных государств – Австрии и Пруссии, вместе с которыми он въезжал в Париж, а въезжал он верхом на Марсе, и это бесспорный факт. Но «нет дыма без огня». Действительно, у Александра l был под седлом рысак, нарядной светло-серой масти по кличке Усан, переименованный в Богатыря. Усана, предварительно выхолощенного, подарила императору дочь графа А.Г. Орлова-Чесменского Анна Алексеевна во время посещения им Хреновского конного завода в 1818 году. То есть об Усане и речи быть не может на момент описываемого исторического события. Ну вот, все версии разобрали, остался только Марс.
Отметим, что Марс выходит из общего представления об императорских лошадях как меринах, он – жеребец! Как на скульптуре, так и на картине Крюгера. Возможно, такое исключение сделано специально – торжественный въезд в покоренную столицу эффектнее провести на горячем и непременно белом жеребце.
Что касается породности Марса. Помимо указанной версии о его мекленбургском происхождении имеется информация из хранящегося в ГИМ документа «Опись разных пород лошадей из коллекции Шталмейстера Юшкова», что он был английский, там так и написано «Марсъ. Седла Императора Александра l. Аглицкий». Правда, строение жеребца никак не укладывается в современное представление об английской лошади. По внешнему виду его вернее приписать к мекленбургской породе, в пользу чего выступают плотные формы, могучая мускулатура, прочные сухие конечности с короткими пястью и плюсной. Не исключено, что он и английский, но только полукровный, типа гунтера. И здесь хорошо видится связь его с Лордом**, конем Николая l, также значившегося в документах Придворной императорской конюшни как «верховой мерин Английской породы». Возможно, и тот и другой прибыли в Россию одним путем.
Что еще можно сказать о скульптурном Марсе? Бодро поднятый, укороченный по европейской моде хвост, свидетельствует об энергичном темпераменте лошади. Вот только слишком длинная для такого формата шея делает Марса как бы «игрушечной лошадкой» и затрудняет оценить его рост, а рост должен быть немалый, если видеть его сходство с Лордом.
——————————————————-
*Иосиф Иванович Юшков (1788 -1849) был скульптором любителем анималистического жанра. Родился в Санкт-Петербурге, cлужил в лейб-гвардии гусарском полку, вышел в отставку в чине полковника (1821). Посещал в качестве вольнослушателя скульптурный класс П.К. Клодта в Императорской Академии художеств и в 1848 году стал ее Почетным членом. Действительный статский советник, шталмейстер Императорского двора. Владел небольшой бронзолитейной фабрикой, выпускавшей бюсты, подсвечники и камерную анималистическую скульптуру. Имел небольшой конный завод, сам выезжал рысаков и участвовал в беговых состязаниях.
**о Лорде читайте в предыдущих публикациях
1. Скульптор Юшков И.И. МАРС, 1844 ., бронза, литьё, высота 24,3 см.
2. Скульптор Юшков И.И. МАРС, 1844 ., бронза, литьё, высота 24,3 см.
3. Крюгер Франц. Портрет Александра l на коне, 1837г., х., м., 484х344 см. Государственный Эрмитаж
Автор: Юлия Кузнецова, специально для ассоциации «Росплемконзавод».
При копировании материала ссылка на автора, Научно-художественный музей коневодства РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева и ассоциацию «Росплемконзавод» обязательна.
Больше авторских материалов тут: https://rpkz.org/avtorskie-teksty