Автор: Юлия Кузнецова, специально для Ассоциации «Росплемконзавод».

В Музее коневодства хранится и экспонируется 91 картина кисти академика живописи Александра Петровича Швабе (1824-1872). В основном это экстерьерные портреты знаменитостей разных пород кабинетного формата, но есть и крупномасштабные полотна со сценами охоты и целыми табунами лошадей.

В зале орловских рысаков в постоянной экспозиции находится его небольшая картина «Осмотр хреновского табуна», написанная в 1864 году. Из-за малого размера и неяркого освещения она не всегда попадает в поле зрения, да и портреты известных рысаков отвлекают от нее внимание. Но что-то заставило внимательно ее разглядеть. И мы увидели могучую панораму коннозаводской жизни из далекого прошлого.

На площади холста в 39х53,5 см уместились 10 человек и 142 лошади различных мастей в самых разнообразных позах. Центральную часть переднего плана занял табунчик из 12 кобыл и 4 жеребят, а справа от них у самого края картины – группа из четырех человек. На среднем плане насчиталось 37 кобыл и жеребят и два человека в шинелях рядового состава. На дальнем плане – 89 лошадей, два всадника и два пеших. На горизонте просматриваются постройки Хреновского завода с узнаваемым фасадом, построенным по проекту знаменитого архитектора Д.И. Жилярди в 1810-1818 годы.

Вглядимся в группу людей на переднем плане. Из них двое в военной форме внимательно смотрят на лошадей, причем, их позы явно демонстрируют субординацию: тот, что слева в форме старшего чиновника коннозаводского ведомства стоит вольно, скрестив руки на груди; другой, в полковничьем мундире – стоит почти навытяжку, вероятно, он в более низком чине. Художник тонко прописал детали воинского отличия и даже сделал узнаваемыми лица, и нам остается только проверить, кто же в 1864 году осматривал Государственный Хреновской конный завод с целью подбора и сортировки лошадей. В эту пору с 1859 по 1874 годы Главноуправляющим Государственным коннозаводством был генерал-адъютант Родион Егорович Гринвальд. Его лицо, костюм и воинские награды на картине Швабе соответствуют реальности. При инспекции Хреновского завода Гринвальда обычно сопровождал начальник самого крупного Первого Коннозаводского Округа, включавшего в себя главные конные заведения Московской, Саратовской, Тамбовской и Воронежской губерний во главе с Хреновским заводом с его тремя отделениями: рысистым, верховым и чистокровным английским. В этой должности находился Петр Карлович Мердер, поступивший на службу в Главное управление в 1859 году в чине полковника. Это он стоит рядом с Гринвальдом. И мы видим на картине двух выдающихся деятелей отечественного коннозаводства – Р.Е. Гринвальда и П.К. Мердера!

Однако самое интересное заключается в фигуре художника, сидящего за мольбертом. С уверенностью можно сказать, что это сам Александр Петрович Швабе, а кого же иного мог изобразить мастер на собственной картине!? Всем известна склонность художников вводить свое лицо в какое-либо произведение. Так, например: Н.Е. Сверчков написал свой портрет в уголке большого полотна «Праздник Флора и Лавра», К.П. Брюллов изобразил себя в облике художника с ящиком красок на голове в «Последнем дне Помпеи», В.М. Васнецов представил себя Добрыней Никитичем на картине «Богатыри».

Это открытие имеет вовсе не частное значение. Как ни странно, ни в интернете, ни в бумажных изданиях нет портрета художника Швабе, и теперь мы имеем возможность составить представление о внешности этого замечательного мастера конного жанра второй половины XIX века! Вот он, оказывается, какой: мужчина в расцвете своих 40 лет, по выражению Карлсена, «который живет на крыше», с хорошей фигурой, с округлым породистым лицом, на котором топорщатся густые черные усы, а из-под козырька маленькой фуражки зорко смотрят темные глаза. У художника довольно крупный нос, бритый твердый подбородок и пышная шевелюра. Он одет в элегантный костюм черного цвета и белоснежную рубашку с накрахмаленным стоячим воротником, подхваченным черным галстуком. Во всем его облике чувствуется достоинство и непринужденность. А по-другому и не должно, ведь он царский художник!

Однако мы не ограничились констатацией факта наличия портрета художника Швабе на его картине «Осмотр хреновского табуна» и словесным описанием его личности. Нет, мы пошли дальше. Мы попросили давнего друга Музея коневодства известного художника Дмитрия Лучанова нарисовать портрет Александра Петровича. И вот перед нами его великолепный рисунок. Дмитрий смягчил и утончил черты лица художника, казавшиеся на картине более резкими, что естественно, ведь подробная прорисовка лица на площади меньше ногтя мизинца – задача жанра миниатюры, а перед нами полотно почти эпическое. Лучанов имел полное право, не отходя далеко от исходника, передать свое видение художника – одухотворенного мечтателя-романтика, устремленного взором в неведомые дали. А ведь верно, даже откровенно экстерьерный портрет лошади Швабе ухитрялся сопроводить прелестным пейзажем или, на худой конец, красивыми растениями на переднем плане, да и сами лошади у него такие вкусные, такие романтичные…

Как бы то ни было, портрет художника состоялся.

В начале марта в Музее коневодства откроется временная выставка произведений А.П. Швабе из фондов.

Приходите!

Фрагмент картины «Осмотр хреновского табуна»
Швабе А.П. «Осмотр хреновского табуна», 1864г., х., м., 39х53,5см.
Д.К. Лучанов «Портрет художника А.П. Швабе», 2024г., бум., cоус, овал 36х30 см.

Музей выражает благодарность Станиславу Люлину за помощь в определении воинских званий персонажей и, конечно, Дмитрию Лучанову за превосходный портрет.

При копировании материалов ссылка на автора, Музей коневодства и Ассоциацию «Росплемконзавод» обязательна.

Больше авторских материалов тут: https://rpkz.org/avtorskie-teksty