В ноябре 2023 года мы составили онлайн-опросник, ссылка на который распространялась через социальные сети, а также и через породные сообщества и ассоциации по породам. Всего с 13 декабря 2023 года по 3 января 2024 года было заполнено 105 анкет.

Из числа заводских пород, разводимых в России, среди респондентов не были представлены только заводчики русской тяжеловозной и першеронской пород, а также пони. Примечательно, что опрошенные хозяйства в 77% случаях «верны» одной породе, 83% — одному направлению (рысистое, спортивное и т.п.). Рис. 1 Распределение опрошенных по направлению, %.

Из предыдущих исследований было известно, что большинство коннозаводчиков не имеет статуса племенного предприятия: по данным МСХ, в 2022 году в таких не имеющих (с государственной точки зрения) статуса участника племенной работы находилось от 50% (орловский рысак) до 90%+ (спортивные породы) маточного поголовья. Самой большой сложностью на пути получения такого статуса было выполнение минимальных требований по численности маточного поголовья.

Результаты опроса подтверждают – большинство коннозаводчиков – мелкотоварные хозяйства: размеру конного завода (30 и более маток) отвечает лишь 11,45% респондентов, при этом 30,5% располагает 1-2 матками, столько же содержит от 3 до 5 кобыл, около 10% предприятий соответствует размеру племенного репродуктора (по нормативным актам, действовавшим до 2023 года) — 20+ кобыл. Благодаря активности объединений заводчиков в ходе подготовки Стратегии развития отрасли удалось добиться пересмотра соответствующего законодательства, и в нынешней версии приказа МСХ численность маток для племенного репродуктора снижена до 5 голов. Однако, по нашим данным, за прошлый год ни одно из мелких хозяйств не воспользовалось этой возможностью.

Напомним, что статус племенного репродуктора в ряде регионов позволяет рассчитывать на государственную поддержку – выплаты на содержание маточного поголовья. Больше всего доля таких потенциальных претендентов — среди занимающихся разведением чистокровных (чистокровной верховой, ахалтекинской и арабской) и рысистых пород. Рис. 2

Один из значимых факторов, влияющих на себестоимость произведенной продукции, – средства производства, в частности, земельные угодья. Согласно актуальной редакции ветеринарных правил содержания лошадей, площадь пастбищ на кобылу с жеребенком должна составлять не менее 1 га. 55% опрошенных предприятий удовлетворяют этим требованиям, еще 20% располагают необходимыми земельными угодьями «частично», у 16% земли находятся в аренде.

Земля в коневодстве необходима не только для выпаса, но и для производства кормов. Обеспеченность кормами является проблемой для более чем 20% опрошенных хозяйств. В часто вспоминаемое с ностальгией «советское время» коневодческие хозяйства были предприятиями полного цикла. К началу 2024 года только 17,1% хозяйств самостоятельно заготавливают все виды кормов, а 58,1% полностью зависят от поставок со стороны. С учетом волатильности цен на корма – это риск дальнейшего повышения себестоимости в коневодстве. В том или ином объеме занимаются кормозаготовкой 41,9% предприятий. Чаще всего покупают концентраты (22,9% респондентов), только 2% рассчитывают на покупное сено.

Основной «продукцией» коневодства является физическая работа (выступления в бегах и скачках, конном спорте, верховой езде, на работах и в другом взаимодействии с человеком), а не измеримые в килограммах и центнерах мясо и молоко. Поэтому, в отличие от других видов сельскохозяйственных животных, лошади нуждаются в тренинге —  и как элементе предпродажной подготовки молодняка, и для проверки задатков потенциальных племенных животных (испытаний). Из опрошенных только 5,7% респондентов ответили, что «их лошадям тренинг не нужен». Среди тех, кто считает тренинг необходимым, 38% не организуют его (не располагают инфраструктурой). То есть значительная часть (42%) предприятий не проводит тренинга. Из тех хозяйств, которые тренинг всё же организуют, 85,2% осуществляют это на собственной базе, у остальных есть возможность пользоваться инфраструктурой других организаций. Последняя группа представлена преимущественно предприятиями, занимающимися разведением полукровных пород спортивного направления.

Но основной проблемой отрасли являются кадры: их дефицит испытывают 61,9% респондентов. Большинство (60%) из тех, кто на эту проблему не жалуется, по способу организации труда можно отнести к фермерским хозяйствам – со всеми основными рабочими операциями справляются члены семьи.

Гораздо меньше проблем у коневодов с доступностью ветеринарного обслуживания – их испытывают менее 3% опрошенных, при этом 21% хозяйств располагает штатным специалистом, 19% обслуживаются по договору сторонним ветврачом.

Метод искусственного осеменения, который позволяет повысить интенсивность использования наиболее ценных производителей, а в ряде пород – также пользоваться лучшей мировой «генетикой», применяют более половины (51,4%) хозяйств, при этом 80% их них сочетают его с «естественным» методом. Чуть больше трети хозяйств (36,9%) имеют в штате собственного специалиста, остальные пользуются услугами приглашаемых техников по ИО. Доступ к генетическому материалу зарубежных производителей есть у 61% опрошенных, а вот 15,2% респондентов заявили об ограниченности выбора жеребцов.

«Затоваривание» опрошенных коневодов беспокоит не существенно: проблемы со сбытом испытывают лишь 16,2% хозяйств. При этом 8,6% предприятий продает лошадей только после прохождения тренинга, 20,9% — реализует молодняк без подготовки, а остальные варьируют подходы в зависимости от класса конкретной лошади.

В качестве инструмента продвижения продукции подавляющее большинство заводчиков пользуется социальными сетями (87%), меньше 5% обращаются к посредникам. Дни продаж или аукционы остаются уделом единиц – этот канал продаж является актуальным для пяти респондентов.

Благодарим всех опрошенных за честные ответы, позволившие получить актуальное представление о проблемах, беспокоящих тех, кто занимается разведением лошадей. Следует подчеркнуть, что пересмотр правил отнесения коневодческих хозяйств к числу племенных предприятий, произошедший и при участии Ассоциации «Росплемконзавод», открыл для целого пласта заводчиков теоретическую возможность получать господдержку «по линии племенного животноводства». Может ли она из теории перерасти в практику – зависит от целого ряда обстоятельств, и Ассоциация готова ответить на дополнительные вопросы в следующих публикациях!

Пользуясь случаем, благодарю всех заводчиков, принявших участие в опросе, а также Ассоциацию заводчиков и владельцев русской верховой породы, Общество поддержки владимирского коневодства, Национальную Ассоциацию заводчиков лошадей ОРП, Национальное общество арабской лошади и другие породные группы и отдельных энтузиастов за помощь в распространении анкет.

Автор: Марина Политова, специально для ассоциации «Росплемконзавод».

При копировании материала ссылка на автора и ассоциацию «Росплемконзавод» обязательна.

Больше авторских материалов тут: https://rpkz.org/avtorskie-teksty