К 190-летию рождения и 120-летию смерти

Музей коневодства располагает внушительным художественным наследием академика живописи, баталиста с мировым именем Павла Осиповича Ковалевского (4.08. 1843 — 4.03. 1903). Прежде всего, это 72 работы маслом, среди которых хорошо известны постоянно экспонируемые сцены дорожной жизни, часто экстремального характера, о чем свидетельствует хотя бы такие названия, как: «Опрокинулись», «Понесли», «Тройка в распутицу», «Тройка в грозу», «Сломалась ось». В экспозиции можно увидеть и отдельные изображения лошадей, но, как правило – это не парадные портреты заводских знаменитостей, а простые рабочие лошади, иной раз с характерными признаками заболеваний – опоя, оглума.

За пределами видимости хранится колоссальное количество учебных и подготовительных работ, свидетельствующие о неустанном стремлении к совершенству в постижении натуры, как людской, так и конной. Это этюды маслом отдельных статей лошади, элементов военного обмундирования и конской амуниции; шесть увесистых альбомов с рисунками и 10 отдельных листов графики и акварели. Альбомы сами по себе уникальны, они включают в общей сложности 1200 рисунков на бумаге свинцовым карандашом на самые различные темы. Так, парусиновый альбом «Манёвры под Таращей 9-го армейского корпуса с 11 по 26 августа 1894 г» включает 69 рисунков на 29 листах размером 27х34 см. Пять других альбомов в кожаных и коленкоровых переплетах средним размером 50х35 см. носят, говорящие сами за себя, названия: «Болгария 1877-1878гг.», «Лошадь с натуры», «Наброски военного быта», «Человеческое тело и пейзаж», «Рисунки с гипса».

Трудно сосчитать все произведения Ковалевского, разбросанные по разным музеям нашей страны, за рубежом и в частных коллекциях. Насколько известно, второе место по количеству работ после музея коневодства занимает Русский музей в Санкт-Петербурге, в нем собрано свыше 70 картин, этюдов и рисунков, но надо заметить, что по количеству крупноразмерных картин Русский музей все же имеет превосходство. В Третьяковской галерее имеются две большие картины Ковалевского: «Объезд епархии» и «Встреча», в Киевском музее русского искусства – три небольшие работы этюдного характера, единично представлен художник в музеях Саратова, Барнаула, Костромы, Рыбинска, Севастополя, Ставрополя, Минска, Тбилиси, в научно-исследовательском музее Российской академии художеств.

Художник родился в семье профессора Казанского университета, ученого-китаиста О.М. Ковалевского и от природы обладал мягким, добрым характером, усидчивостью и трудолюбием. Художественное образование получил в Императорской академии художеств под руководством профессора батальной живописи Б.П. Виллевальде, которую окончил в 1871 году. За успехи в учебе был награжден 4 серебряными, Малой и Большой золотыми медалями, пенсионером работал три года в Германии, Австрии, Италии. В 1876 году за картину «Раскопки в Риме» получил звание академика. Эта картина с успехом выставлялась на Всемирных выставках в Париже и Берлине, ее приобрел Александр III для Русского музея. В 1881 году Павел Осипович получил звание профессора, а с 1897 года до конца жизни занимал должность руководителя мастерской батальной живописи в Академии художеств и пользовался любовью студентов. Таким образом, начав свой профессиональный путь из батального класса Академии, Ковалевский завершил его в том же месте, достигнув всех высших званий и почестей.

Хотя Ковалевский считается баталистом, он, как свидетельствуют историографы, ненавидел войну, главной его страстью были лошади. Художник неохотно писал военные сцены, зато его жанровые композиции с участием лошадей, которых он изучил в совершенстве, не имеют себе равных в истории конной живописи. До сих пор многочисленные рисунки, этюды и картины мастера, изображающие лошадь во всех мыслимых и немыслимых позах и ракурсах, служат бесценным учебным пособием для художников.

Как писал Я.И. Бутович: «Сверчков и Ковалевский вот те два имени, которые были известны ранее буквально всей России. Лучше этих двух художников никто не знал, никто не понимал и никто не писал лошадь. Можно смело сказать, что это были гениальные лошадиные художники и, что в их лице, русское искусство отображать лошадь дошло до кульминационной точки. Недаром же гениальный французский художник Мейсонье, как-то раз, в минуту откровенности сказал следующие слова: «В Европе умеют рисовать лошадь два художника – я и русский художник Ковалевский!» Надо знать, как безгранично было самолюбие, самомнение и самовлюбленность Мейсонье, чтобы в полной мере оценить эти его слова».

В декабре этого года в музее коневодства откроется временная выставка произведений П.О. Ковалевского из фондов музея.

1. А-208 «Понесли», 1884г., х., м., 47,5х64,5см.
2. А-205 «Опрокинулись», 1887г., х., м., 57,5х115,6см.
3. А-207 «Лошади у сарая», х., м., 58х87см.
4. А-588 «Темно-гнедой жеребец»,1867г. (1890), х., м., 67х85см.,
5, 6, 7, 8 – «Этюды воинского обмундирования и седловки лейб-гвардии конного полка», х., м., (43,5х53,5 см; 35,6х71,4 см; 46,5х46,5см; 43,5х52,5 см)

Автор: Юлия Кузнецова, специально для ассоциации «Росплемконзавод».

При копировании материала ссылка на автора и ассоциацию «Росплемконзавод» обязательна.

Больше авторских материалов тут: http://rpkz.org/avtorskie-teksty